Анимация от Саида Абишева. Урок 1. «Шаги»

Все пути начинаются с первого шага.
На первые шаги своего персонажа авторы смотрят, наверное, с таким же восторгом, так же завороженно, как на первые шаги ребенка; шаги еще очень неуверенные, еще очень «неправильные», «кривые». Персонаж необратимо «оживает», обретает характер и, конечно же, походку.
Итак, урок посвящен шагам.
Для того, чтобы наработался новый навык – чувства движения, «чувства времени» — требуется определенного количество работы. Главный вопрос начинающего аниматора:
— Сколько кадров нужно отснять, чтобы движение не было «рваным», чтобы шаги были ровными, выглядели естественно и достоверно?
Понимание небольшого урока поможет избежать традиционных ошибок первого периода.
Для домашней анимации наиболее доступны классические методы анимации – перекладка, покадровая съемка фотоаппаратом. Это достаточно рутинные методы, требующие терпения и кропотливой работы, поэтому желание оптимизировать процесс, обойтись меньшими затратами труда и времени – естественно. Здесь можно обратиться к опыту великих профессионалов.
Если проанализировать классические мультфильмы, можно увидеть, что их персонажи шагали «со скоростью» 8-12 кадров в секунду – в отличие от принятого в кино стандарте 24 к/сек. Во времена «первобытной анимации», в эпоху ручной отрисовки они опытным путем пришли к прагматичным решениям: 24 кадра в секунду избыточны, можно обойтись в половину/треть меньшей отрисовкой – с сохранением достоверности и плавности движений.
Заметен и некоторый эстетический аспект – анимация в стандарте кино выглядит чрезмерно натуралистично, а 12к/сек придают движению «мультяшный» шарм.
Попробуем рассмотреть этот технический прием подробнее.
Нормальный прогулочный шаг в среднем происходит примерно за одну секунду – как в жизни, так и на экране.
Посмотрите анимацию на видео №1, в нем постепенно с интервалом 4 секунды уменьшается количество кадров в секунду – с 24 до 2 к/сек.

Как вы можете убедиться, разница между 24 и 12к/сек незначительна, а значит – зачем делать больше кадров, если их можно сделать меньше? 8к/сек – вполне терпимо, но начиная с 6 к/сек движение становится заметно рваным, некомфортным, пресным. В коротком эпизоде (мы их разберем позже) это возможно, но в течении всего мультфильма такая анимация будет утомлять зрение, само видео будет выглядеть непрофессиональным, любительским.
Для большей наглядности на видео №2 представлены шаги одной и той же анимации с разным количеством кадров в секунду и вы снова можете увидеть разницу между разными частотами съемок:

Для того, чтобы проще было работать «на глазок», проведем элементарный расчет. Амплитуда шага ноги (от самой «передней» точки до самой «задней») – примерно 60 градусов – нога отклоняется на около 30 градусов в каждую сторону от нейтральной, вертикальной позиции.
60 градусов делим на 12 кадров — получаем 5 градусов, это и есть комфортный угол смещения за один кадр. Отмерьте обычным школьным транспортиром такой угол из картона, повесьте перед глазами – это будет визуальный ориентир для анимирования на первое время; набив руку и «настроив» глазомер, вы через некоторое время уже будете уверенно обходиться без него.
В следующих уроках мы рассмотрим более сложные случаи, а пока хорошее упражнение для развития наблюдательности и техники – проанимируйте идущую кошку, собаку или, скажем, лошадь. Пока неважны подробности походки (хотя, если вы учтете и это – мы обязательно обратим внимание!), главное – последовательность движений ног.
Работы можно присылать на info@kinoletstnitsa.ru.
Саид Абишев — режиссер, преподаватель «Мульткласс» и «Анимация в Adobe AfterEffects» Киношколы «Лестница».