Практикум по кинодраматургии

«Возможность быть понятным»

Преподаватель: Мария Афанасьева — режиссер, сценарист, победитель конкурса сценариев «Личное дело» журнала « Искусство кино»

Срок обучения и время занятий:   

  • 29 ноября 2022 —  07 февраля 2023 г.
  • Расписание — 1 раз в неделю с 19:00 до 22:15 ч.
  • Кол-во занятий — 10 занятий по 3 часа
  • Стоимость — 24 000 руб
  • Все занятия проходят он-лайн

Этот курс вы можете приобрести с беспроцентной рассрочкой от банка Tinkoff. Для этого отправьте нам заявку.


Отправить заявку
"Возможность быть понятным". Киношкола Лестница

Программа

Однажды великий кинодраматург Франсуа Трюффо сказал об основе своей профессии: «Мысль нельзя передать. Её можно только возбудить». В этом смысле, драматургию вполне можно считать способом передачи мыслей на расстоянии. То есть, она — как особый вид искусства создавать истории — служит возбуждению в зрителях мыслей автора. Ещё библейские истории были рассказаны совсем не для того, чтобы просто быть рассказаными, а чтобы донести до человечества свой христианский смысл. То есть истории создаются не для того, чтобы быть правильно созданными, а для того, чтобы быть правильно понятыми. Так что счастье драматруга — это возможность быть понятным своему зрителю не только и не столько по форме своих произведений, но прежде всего — по их содержанию. И уже Аристотель различал виды драматургических произведений (комедию и трагедию) в зависимости от средств их создания. Исходя из этого и была сформирована задача данного курса. Задача эта представляется вполне прикладной и позволяет быть достижимой именно с помощью практического, а не теоретического курса.

Итак, задача курса — путём освоения главных законов кинодраматругии и применения их на практике, убедить начинающих авторов в том, что конечная ценность драматургических произведений создаётся неразрывным единством их формы и содержания. 

Именно в подобной постановке задачи видится уникальное преимущество данного курса и основа методики его преподавания.

СТРУКТУРА КУРСА

Курс состоит из 10-ти занятий, каждое из которых нацелено на ознакомление с конкретным драматургическим навыком и его практическую отработку. В данный курс включены лишь самые основные, необходимые для создания малого драматургического произведения навыки. В связи с чем, предлагаемый курс имеет возможность быть расширен, и в него могут быть включены занятия, рассматривающие практические навыки, необходимые для более глубокой разработки драматургических конструкций. В частности, это относится к навыкам создания и развития художественной идеи драматургического произведения и формированию его послания.

Каждое занятие курса состоит из пяти частей — вводная теоретическая часть, подтверждение примером, выявление (на основе примера и в рамках темы) связи «форма-содержание», выполнение практического задания, обсуждение готовых заданий. 

В теоретической части каждого занятия ученики узнают, каким именно образом действует тот или иной инструмент кинодраматурга. 

В качестве примеров для убедительности всегда используются отрывки известных драматургических произведений, эпизоды кинофильмов, рекламные ролики и т. д., максимально демонстрирующие то или иное описываемое свойство драматургии.

Каждое практическое задание разработано специально на развитие того или иного навыка, рассматриваемого в теоретической части. При разработке всех без исключения практических заданий большое значение придавалось не только ясности для обучаемых постановки практических задач, но и созданию комфортной возможности обсуждать успешность их выполнения.

При обсуждении результатов выполнения практического задания — исходя из задачи курса — основополагающее значение придаётся рассмотрению выявленного на примере критерия, а именно, каким образом выбранный способ высказывания повлиял на само высказывание.

Планы занятий (в соответствии с вышеописанными частями занятия)

1) Тема занятия: История как набор событий.
Раскрытие темы: Именно подбор событий в историю формирует её послание.
Работа с примерами: Вспоминание нескольких анекдотов. 
Выявление зависимости тема-послание каждого анекдота.
Практическое задание: Написание истории «Случай из жизни»

2) Тема занятия: Отличие кинодраматругии от прозы
Раскрытие темы: В кино мысль выражается не словом, а делом.
Работа с примерами: Просмотр отрывков из немых фильмов Чаплина.
Экранизация коротких фраз типа «Маша расстроилась».
Большая вариативность (Маша ударилась головой о стену, Маша закусила губу и т. д.) демонстирует зависимость от личности автора  и контекста.
Практическое задание: Написание экранизации предыдущей истории «Случай из жизни»

3) Тема занятия: Трёхчастная композиция сценария
Раскрытие темы: композиция сценария сравнима с живописной композицией — есть фон, есть объект, есть детали.
Работа с примерами: Вспоминание известных произведений живописи — жанровых, портретов, пейзажей. 
Превращение произведений живописи в трёхстрочные сценарии-хокку позволяет определить зависимость композиции и содержания.
Практическое задание: Самостоятельное написание оригинальных хокку о событиях сегодняшнего дня

4) Тема занятия: Завязка истории
Раскрытие темы: Начало истории должно быть интригующим
Работа с примерами: Просмотр начала неск. киноновелл и рекламных роликов  — приводит к аналогии с загадками
Выявление в содержании условия несовпадений ожидания и происходящего
Практическое задание: Самостоятельное написание 6-ти кадрового начала истории на тему «Утро одного человека»

5) Тема занятия: Развитие истории 
Раскрытие темы: Развитие истории происходит через конфликт персонажа с окружающей реальностью.
Работа с примерами: Просмотр новеллы Фатиха Акима из альманаха 
«У каждого своё кино».
Выявление факта, что каждое новое событие истории должно продвигать действие на шаг вперёд к развязке, наращивать конфликт.
Практическое задание: Разбившись на группы (по рядам парт), написание буриме — то есть истории, где каждый следующий участник добавляет новую строчку-событие. Тема — «День одного человека»

6) Тема занятия: Финал истории
Раскрытие темы: Финалы бывают «открытые» и «закрытые», «хорошие» и «плохие», обладают двойственностью: логично вытекать из истории, но в то же непредсказуемо «переворачивать» её 
Работа с примерами: Просмотр нескольких рекламных роликов и киноновелл (Tele2, «У каждого своё кино» фон Триера, Такеши Китано).
Выявление функции финала истории — произвести окончательную расстановку сил добра и зла с точки зрения автора.
Практическое задание: Написание финала  к предложенной истории без окончания. Тема «Вечер одного человека».

7) Тема занятия: Виды историй в зависимости от персонажей
Раскрытие темы: Характер персонажа задаёт жанр сценария.
Работа с примерами: Вспоминание персонажей известных фильмов и  книг. Игра в загадывание-отгадывание персонажей: участники описывают известных героев, и угадывают — кого.
Выявление трёх главных характеристик:
— Внешняя;
— Социальное положение;
— Поступки.
Практическое задание: Создание новеллы с заданным персонажем. (Про человека, который любит петь в ванной)

8) Тема занятия: Создание зрительных образов
Раскрытие темы: Создание зрительных образов — это искусство выражаться иносказательно
Работа с примерами: Реклама краски для волос, где седые волосы изображены через пожелтевшие травинки на поле.
Выявление, что яркость образа зависит от полноценного учёта его индивидуальности (волосы и траву объединяет их способность расти)
Практическое задание: Написание иносказательной сцены физической любви

9) Тема занятия: Написание диалогов
Раскрытие темы: Диалоги в сценарии — не несут информационной нагрузки, служат для создания жизнеподобия, привнесения юмора.
Работа с примерами: Просмотр сцены первого диалога из «Бешенных псов» Тарантино, диалога героя с полицейским  из «Человека без лица» Каурисмяки.
Диалоги проявляют авторскую наблюдательность и остроумие
Практическое задание: Написание «случайно услышанного» диалога.

10) Тема занятия: Музыкальность истории
Раскрытие темы: Создаётся деталями и ритмом событий.
Работа с примерами: Просмотр отрывка про мальчика из 1-й серии «Декалога» Кислевского, просмотр рекламного ролика «Игрушки в опустевшем городе».
Подбор ритма и деталей ярче всего выражает авторскую манеру разговора, отвечает на вопрос «как рассказана история», в отличие от того, «о чём она».
Практическое задание: Написание короткой киноновеллы.   

Преподаватели

"Возможность быть понятным". Киношкола Лестница

Афанасьева Мария

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.